С самого рождения родители находятся рядом с детьми, стараясь оградить их от всех опасностей. Но так будет не всегда. Рано или поздно дети начнут жить своей жизнью. Впервые вопрос о детской самостоятельности зачастую встает в семье, когда ребенок идет в 1 класс. Ведь родители, как правило, люди работающие и не у всех есть возможность провожать и встречать ребенка со школы. Постоянным спутником родителей младшего школьника является тревога за место нахождения своего ребенка. Мысли о том, как ребенок дойдет до школы и вернется домой, сможет ли самостоятельно покушать, сделать уроки, собраться и дойти до музыкальной школы или стадиона, не отпускают и держат в постоянном напряжении. Хорошо, если в семье есть неработающие бабушки и дедушки, которые берут на себя решение данных вопросов, позволяя родителям быть спокойными за свое чадо.

Но что делать, если бабушка заболела или возникли непредвиденные обстоятельства, и ребенок остался без присмотра? Ему придется самому решать какие-то вопросы. В данном случае риск попасть в неприятную ситуацию возрастает, ведь малыш еще не готов к самостоятельности. Вот и выходит, что самостоятельность — это то качество личности, без которого невозможно обойтись в современном мире.

Все родители хотят, чтобы их ребенок был самостоятельным, но не все понимают, как это сделать.

Итак, что же такое самостоятельность?

Самостоятельность – умение осознанно действовать в ситуации выбора без посторонней помощи, рассчитывая только на свои собственные силы. Это умение ставить цель и идти к ней, решая поставленные задачи, преодолевая сложные проблемно-конфликтные ситуации с помощью нестандартных решений. Человек, проявляющий самостоятельность, не боится проявлять инициативу при решении сложных вопросов, адекватно оценивает свои возможности, взвешивает свои решения, осознает их последствия.

Самостоятельность – это индивидуальное качество личности. Оно формируется постепенно в детском возрасте и развивается в течение всей жизни человека при взаимодействии с социумом и накоплении опыта самостоятельных действий. Чем старше ребенок становится, тем чаще проявляется его потребность в самостоятельности.

Что может помешать развитию самостоятельности у детей?

Основной причиной детской несамостоятельности является неправильная воспитательная позиция родителей по отношению к ребенку. Чрезмерная опека, непринятие взросления и желание защитить свое чадо от всех угроз окружающего мира приводит к снижению стремления у ребенка проявлять инициативу в своих действиях и к снижению уверенности в себе. К такому же результату приводит и авторитарный стиль воспитания в семье, когда к малышу предъявляются завышенные требования, а основными методами воспитания становятся тотальный контроль, критические замечания и наказания за малейшую провинность.

Еще одной причиной несамостоятельности детей является катастрофическая нехватка времени у взрослых. Из-за современного темпа жизни у родителей просто нет возможности для того, чтобы обеспечить своим детям проявление самостоятельности. Чтобы успеть отвести ребенка в детский сад, зачастую маме проще самой одеть ребенка, чтобы не опоздать на работу. При недостатке времени родители не уделяют должного внимания своим детям, а ведь развитие самостоятельности невозможно без поддержки и направления взрослых. Дети, которых ограничивают в самостоятельности, становятся инфантильными и неуверенными в себе людьми.

Когда можно начинать воспитание самостоятельности в детях?

Первый кирпичик фундамента самостоятельности закладывается в ребенке с самого рождения. Нежность, любовь и забота передается ему во время кормления с молоком матери. Эндорфины грудного молока благотворно влияют на развитие головного мозга, способствуют повышению стрессоустойчивости психики, обладают антитревожным эффектом, а в процессе сосания у ребенка вырабатываются собственные эндорфины – гормоны счастья-радости. Малыш чувствует себя на руках у мамы довольно комфортно и в безопасности. Окружающий мир его не пугает, а вызывает познавательный интерес, способствующий развитию в ребенке стремления к самостоятельности. Уже к пяти месяцам можно наблюдать первые попытки ее проявления, когда малыш пытается самостоятельно сесть или тянется к яркой погремушке.

К году малыш учится самостоятельно ходить, а в возрасте от полутора до трех лет осваивает основные навыки самообслуживания, учится сам есть, одеваться и раздеваться, соблюдать гигиену. Родителям важно поддерживать ребенка во всех стремлениях и предоставлять свободу действий, обучая элементарным правилам безопасности.

В три года ребенок заявляет родителям о своей автономности и независимости. В этом возрасте потребность в самостоятельности у детей возрастает в разы. Он говорит: «Я сам!» Но существует большая разница между тем, что ребенок хочет сделать самостоятельно и тем, что он может сделать в реальности. Малыш может с энтузиазмом обувать на ножки сандалики, но, не справившись с застежками, начать капризничать. Важно успокоить ребенка, переключив его внимание на что-то другое и оказав помощь в решении маленькой проблемы. Так в ребенке зарождаются первые ростки уверенности в своих собственных силах.  Психологи обозначили этот период, как «кризис трехлетнего возраста», который требует от родителей огромного терпения и выдержки.

 К четырем-пяти годам ребенок становится очень любознательным и задает родителям много вопросов. Это возраст «почемучек». Во время общения у ребенка формируются морально-нравственные и этические нормы и представления. Разъяснить эти понятия родителям помогают сюжетно-ролевые игры, моделирующие различные жизненные ситуации, а также совместное чтение детских художественных произведений и просмотр детских художественных фильмов и мультфильмов. Дети начинают понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», как можно и как нельзя поступать, учатся подчинять свое поведение определенным правилам. В этом возрасте малыши подражают действиям взрослых и с удовольствием помогают им по хозяйству. Так формируется будущий жизненный сценарий, от которого будет зависеть принятие самостоятельных решений при взаимодействии с окружающими людьми.

С шести до двенадцати лет (младший школьный возраст) ребенок начинает посещать школу, ведущим видом его деятельности становится учебная деятельность. Она накладывает на ребенка определенный груз ответственности, ведь он уже не малыш, а ученик. Нужно вовремя приходить на урок, не забывать свои вещи в школе, записывать и выполнять домашнее задание, собирать портфель. Учить этому можно начать еще до поступления в школу и закреплять полученные навыки в игровых ситуациях. Расскажите о безопасных правилах поведения дома и на улице. Приучайте к соблюдению режима дня. Научите планировать и распределять свое время. Если ребенок столкнулся с трудностями во время выполнения домашних заданий, не спешите делать за него то, что он может сделать сам. Желание получить положительную оценку учителя постепенно сформирует мотивацию для достижения желанного результата и научит планировать свои действия для решения важных задач, ведущих к главной цели.

С двенадцати лет (подростковый возраст) начинает формироваться личностная самостоятельность, основанная на независимости суждений и осознанности поведения. Ведущим видом деятельности подростка становится общение со сверстниками. Целью такого общения является желание самоутвердиться и занять лидирующее место в своей возрастной группе. Зачастую самостоятельность воспринимается как полная свобода и независимость от чужих мнений, советов и оценок и граничит со вседозволенностью, что нередко приводит к конфликтам с родителями. Так подростки борются за свою свободу, протестуя против родительской опеки.  Детям очень важно, чтобы родители признали тот факт, что их дети выросли, и признали за ними право быть самостоятельными. Поэтому будьте для ребенка другом. Чаще общайтесь, обсуждайте с ним те или иные правила, моральные нормы, разбирайте конфликтные ситуации. Именно в общении подросток осознает свою индивидуальность и уникальность, формируется его самооценка, критическое отношение к себе и другим. Очень важно сформировать в этот период не только самостоятельность, но и такие качества, как самоконтроль и самоуважение. Ребенок должен уметь самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.

При воспитании самостоятельности у детей родителям следует придерживаться следующих принципов:

  • Давайте больше свободы детям, но учитывайте их возрастные особенности.
  • Поддерживайте инициативу, поощряйте и хвалите за самостоятельность.
  • Не сравнивайте успехи ребенка с достижениями других детей. Каждый ребенок – это уникальная личность со своим индивидуальным темпом развития.
  • Уважайте позицию, учитывайте его мнение в решении семейных вопросов.
  • Ребенок всегда готов проявлять самостоятельность. Главное, ему в этом не мешать, а помогать, направляя энергию в правильное русло.
  • Ребенок должен расти в демократичной семье. Развитие самостоятельности невозможно без гармоничного развития личности, а это возможно лишь в том случае, если ребенок не будет бояться проявлять самостоятельность.

Все родители хотят, чтобы дети выросли успешными людьми, которые будут идти в ногу со временем. Развитие и направленность самостоятельности зависит от интересов и потребностей личности, эмоционально-нравственной ориентации, мотивов поведения. На разных возрастных этапах активность развития самостоятельности у детей разная и зависит от индивидуальных особенностей каждой личности.

Никогда не поздно начать приучать ребенка к самостоятельности. Воспитание самостоятельности – это долгий процесс, требующий терпения. Действуя самостоятельно, дети будут совершать ошибки, главное, чтобы родители были рядом, помогли разобраться в сложных ситуациях, подставили свое плечо. А для этого между родителями и детьми должны установиться дружеские, близкие отношения, чтобы ребенок хотел поделиться своей проблемой, а родители знали, чем живет их ребенок, какие у него интересы, желания и проблемы. И тогда, отпуская ребенка в свободное плавание в этот большой и не всегда дружелюбный мир, вы не будете бояться за то, что он может попасть в дурную компанию. Вы будете знать, что из любой трудной жизненной ситуации он выйдет победителем, потому что сможет самостоятельно принять правильное решение.

 

Оксана Шмакова, психолог  отдела комплексных программ детского населения ГБУЗ «ВРЦОЗиМП».

Материал подготовлен  к публикации и опубликован   отделом подготовки и тиражирования информационных медицинских материалов ГБУЗ «ВРЦОЗ И МП» под редакцией Мельниковой Л.Б.